В театре на Таганке – «Снимается кино»
Коллектив продолжает осваивать советскую драматургию. Премьера спектакля по одноимённой пьесе Эдварда Радзинского (1965) состоится 28 марта.
Как известно, в названии глагол «снимается» употреблён в двух значениях: прямом (кино производят) и цензурном (кино запрещают). Сценическая судьба пьесы началась с ленкомовского спектакля Анатолия Эфроса, чьё имя вписано и в историю Таганки (правда, это мрачная страница). У Эфроса получилось автобиографическое высказывание на тему компромисса – причём не только с высокими инстанциями, но и буквально со всеми обстоятельствами Бытия. В частности, во время репетиций он описал драму главного героя, кинорежиссёра Нечаева формулой: «Человек умоляет всех быть поэтами, а ему смертельно мешают».
На Таганке пьесу Радзинского ставит Лера Суркова. С драматургией эпохи оттепели её имя не ассоциируется; известна она главным образом работой с современным материалом. На её счету – резонансные спектакли в Театре.Doc («Алконовеллы» по Любови Мульменко, «Язычники» по Анне Яблонской), ЦИМе («Фундаменталисты» по Юхе Йокеле) и Гоголь-центре («Персона» по сценарию Ингмара Бергмана). Предыдущая её постановка в театре на Таганке тоже укладывалась в этот вектор – то был «Сосед» по пьесе Павла Пряжко.
Анонс к спектаклю предлагает настроиться на следующее восприятие, принципиально смешивающее психологические, социальные и экзистенциальные мотивы сюжета: «Он снимает фильм о любви, давно позабыв её значение. Она снимается в фильме о любви, сталкиваясь с нежными чувствами впервые, переполняясь ими до краёв и не подозревая, что за ними лишь воздух… Он испытывает “удобные” муки и тоскует по “великолепным ссорам насмерть”, которые случаются только у влюблённых. Она… Она ещё не знает, что “в любви всегда сильнее тот, кто любит слабее”. В чём проблема? В творческом кризисе, в зависимости от социума или в сломанном дверном замке? Снимается кино. Снимается любовь. Или отменяется?»
Минималистичный внешний облик спектакля, построенный на игре с «киношными» атрибутами (экран, режиссёрское кресло, камера на треноге) придумала художник Надя Скоморохова. Героев сыграют Василий Уриевский, Надежда Бодякова, Анна Сафронова, Галина Володина, Елена Кондратьева, Андрей Беляев, Олег Евтеев, Сергей Трифонов и Алексей Финаев-Николотов.
Фото: соцсети Театра на Таганке
Источник: journal.theater