В Санкт-Петербургском Камерном театре Малышицкого прозвучит «Козлиная песнь»

В Санкт-Петербургском Камерном театре Малышицкого прозвучит «Козлиная песнь»

Премьера спектакля по роману Константина Вагинова состоится 30 марта.

«Козлиная песнь» (1926—1929) – это модернистский роман, располагающийся на стыке двух традиций нашей литературы: «петербургского текста» и «ленинградской прозы» (важный, не только стилистический переход в тексте зафиксирован). Действующие лица – поэты, писатели, филологи «из бывших», живущие в Ленинграде 1920-х годов. Они считают себя последними носителями «эллинистической» культуры, а свою миссию видят в том, чтобы сберечь подлинный огонь перед лицом наступающего варварства. Вынесенное в заглавие словосочетание «Козлиная песнь» – буквальный перевод греческого слова «трагедия». В финале героев и правда ждёт если не гибель, то поражение – но рассказано об этом с иронией.

Даже в поле литературы Вагинов – фигура, привлекающая главным образом специалистов; на театре его тексты – и вовсе редкие гости, несмотря на явный интерес режиссёров к наследию обэриутов. Произведения Вагинова, как правило, становятся основой для небольших независимых проектов: таковы, например, променад «Красный шум» арт-лаборатории «Вокруг да около» или спектакль «Гарпогониана» московского «Активного театра».

В Камерном театре Малышицкого «Козлиную песнь» разучивает режиссёр Роман Муровцев. В его случае необычный выбор материала выглядит закономерным: он уже работал с текстами Юрия Мамлеева, Виктора Пелевина и, что в нашем случае даже важнее, Даниила Хармса. В романе Вагинова его привлекли образы главных героев.

«Его герои, соответственно, поэты – то есть, люди, которые как-то по-особенному чувствуют время, болезненно воспринимают его и это пропускают через творчество, – говорит режиссёр в видеоинтервью. – Какие-то все они нелепые, не приспособленные к жизни и оттого интересные. <...> Накатывает жизнь, время. В ком-то совсем умирает поэт, в ком-то остаётся. Как сохранить творчество, поэзию до конца? И нужно ли это делать? <...> Как описать меняющуюся эпоху, как найти слова, созвучные времени, смыслы правильные? Как остаться, чтобы тебя не съело время?»

Героев, пытающихся разрешить эти противоречия, играют Светлана Грунина, Алексей Кормилкин, Владислав Мезенин, Александр Худяков. Вместе с режиссёром над премьерой работают художник Екатерина Гофман и художник по свету Юрий Соколов. За звуковое оформление отвечает Сергей Дробот.

Фото: сайт Камерного театра Малыщицкого

Источник: journal.theater