Почетное собрание: Музеи Московского Кремля показали сокровища царей
Более четырехсот произведений из ММК и других собраний страны объединила экспозиция «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века». Сокровищницы приросли стараниями российских собирателей, среди которых известные меценаты — Мусин-Пушкин, Оболенский, Юсупов и, конечно, Карабанов. Выставка, размещенная в залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы, поможет посетителям погрузиться в историю России — от палат бояр Романовых до кабинета Николая I.
Вторая Оружейная палата
Попадая в Патриарший дворец, посетитель сразу понимает, что ему предстоит увидеть и чем восхититься. В первой же витрине его встречают перламутровые раковины с вензелями Екатерины II, серебряные табакерки, золотые кубки, столовые приборы из черепахи. А в полумраке зала — кресла из дворца, расшитые золотом и жемчугом сафьяновые туфельки, воинские доспехи. Всё это собрано и сохранено российскими коллекционерами.
Целая плеяда собирателей возникла в России после пожара в Москве 1812 года. Тогда в огне погибло много сокровищ. И на волне национального самосознания состоятельные люди стали собирать русские древности. Трагедия дала импульс к изучению и сохранению истории своей страны. В результате в Москве появились несколько великолепных собраний русского изобразительного, прикладного искусства, собрания рукописей, археологии. Коллекция Павла Карабанова в 1852 году оказалась в Оружейной палате. Часть хранится в Русском музее и Эрмитаже.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Не случайно в названии выставки упоминаются московские коллекционеры XIX века. В это время формировали свои собрания представители русского дворянства — граф Алексей Мусин-Пушкин, Николай Юсупов, который долгие года возглавлял Оружейную палату, Михаил Оболенский, руководивший архивом Министерства иностранных дел. Просвещенные круги общества. Но среди них был и коллекционер, который по праву рождения не обладал большими капиталами. Историк, собиратель, журналист Михаил Погодин был родом из крестьян. Современники о нем говорили, что он жил русской стариной. Разбогатев, он смог собрать очень крупное собрание. Назвал его «Древлехранилище» и открыл для осмотра.
В 2024 году ценителей искусства ждут крупные ретроспективы Снейдерса, Брюллова, Васнецовых и Репина
Павел Карабанов происходил из известного дворянского рода. В его семье очень бережно относились к фамильным преданиям и к мемориальным вещам, сохраняемым поколениями. И именно это подвигло Карабанова собирать русские древности от истории своей семьи к истории России.
— Он собирал различные предметы, чаще они относились к XVIII и XIX векам, но есть и произведения XV–XVI веков, — рассказала «Известиям» генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Это бытовые предметы, украшения, рукописи, автографы, гравюры, монеты. Собрание Карабанова охватывало очень большой комплекс памятников. Его даже называли «второй Оружейной палатой». Потому, что в его коллекции были предметы, аналогичные сокровищам Императорского собрания.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
На выставке представлены предметы, составлявшие быт русского дворянина. Это рукописи, работы российских и западноевропейских мастеров. Восточное искусство представлено тканями, украшениями, посудой и оружием.
Так случилось, что у коллекционера не было наследников. Он переживал, что после его кончины его собрание будет разграблено. Свои сокровища Карабанов разместил в Москве в особняке на Петровке, где открыл музей.
— Эту коллекцию очень хотел купить император Николай I, но Карабанов не готов был с ней расставаться, — продолжила Елена Гагарина. — Он завещал ее императору, и после кончины коллекционера его собрание перешло в дар Николаю, а в его лице — родному Отечеству. Таким образом собрание Карабанова попало в Оружейную палату.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Известный русский дворянин, любивший свое Отечество
К сожалению, сохранить в целостности коллекцию не удалось. Значительная часть находится по-прежнему в Оружейной палате. Часть, имеющая церковное назначение, передана в 1856 году в Синодальную ризницу, оттуда — в формировавшийся Музей древнерусского искусства при Академии художеств. А после, в 1897 году, сокровища оказались в Русском музее, откуда и прибыли на выставку. Понемногу предметы из собрания Карабанова по распоряжению Николая I переместились также в Петергоф, в Императорскую публичную библиотеку и в Эрмитаж.
— Карабанов был женат на княжне Варваре Гагариной, вместе с этим браком к нему пришло большое приданое, — рассказал «Известиям» заведующий сектором зарубежного искусства Оружейной палаты Федор Панфилов. — Супруга разделяла увлечение мужа. Это дало ему возможность спокойно заниматься собранием древностей. Павел Федорович занимался генеалогией. Его считают родоначальником русской просопографии (изучает биографии исторических лиц. — «Известия»). Он исследовал биографии исторических личностей через предметы в контексте эпохи и составлял генеалогическое древо. Карабанов, как губка, впитывал информацию, связанную с прошлым.
Граф Мусин-Пушкин начал свое собрание еще до войны 1812 года, на основе тех фамильных ценностей, которые ему достались, рассказала «Известиям» заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов ММК Елена Исаева.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
— Коллекционер Павел Петрович Погодин преимущественно собирал рукописи, прикладное искусство, нумизматику и оружие. Например, из его коллекции представлены на выставке лук и стрелы. Подобных утилитарных вещей практически не сохранилось. В отличие от Павла Федоровича Карабанова, Погодин не завещал Отечеству свое собрание, а продал Николаю I за очень большую сумму — 150 тыс. рублей серебром.
В экспозицию вошли более 100 произведений еврейского искусства
Могила коллекционера не сохранилась. Некрополь был разрушен после революции 1917 года. Исследователи нашли лишь надгробье с могилы. На нем была эпитафия: «Здесь лежит известный русский дворянин, любивший свое Отечество».
— Целью его жизни было спасти как можно больше памятников русской истории для следующих поколений, — говорит Елена Исаева. — Благодаря ему мы на выставке можем видеть, как был устроен быт бояр Романовых. Здесь подлинные вещи, которые были помещены в палатах царской семьи на Варварке в 1859 году. Туда они попали по указу Александра II. После коронации у императора родилась идея восстановить родовую обитель Романовых. Поскольку в интерьерах палат ничего не сохранилось, их воссоздали предметами из коллекции Оружейной палаты, и в том числе из собраний Карабанова и Погодина. Там были и вещи Михаила Федоровича, и Филарета. Так палаты бояр Романовых стали филиалом Оружейной палаты. Это был один из первых общедоступных музеев.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Главной задачей кураторов выставки было наполнить экспозицию мемориальными вещами. Здесь можно увидеть икону «Преподобный Михаил Малеин» 1620 года. Это образ Михаила Федоровича Романова. «Букварь», принадлежащий царевичу Алексею Петровичу, по которому он учился. Рукописная книга «Лекарство душевное» была заказана для царя Алексея Михайловича Романова.
Есть здесь и легендарные вещи. Они тоже якобы принадлежали царям. Некоторые легенды о них активно поддерживались современниками, но подлинность обладания ими невозможно подтвердить историческими документами. Например, «Конный портрет Алексея Михайловича» в резной раме — специалисты утверждают, что он вполне мог бы принадлежать семье Романовых.
Увидеть ценные экспонаты можно в Музеях Московского Кремля с 15 марта до 26 мая 2024 года.
Источник: iz.ru