Оперу о кризисе веры покажут на большом экране

Оперу о кризисе веры покажут на большом экране

Очередной релиз проекта «Театра в кино» – «Стиффелио» Джузеппе Верди из репертуара театра «Новая Опера». Прокат стартует 26 февраля.

«Стиффелио» (1850) – одна из самых малоизвестных опер Верди, хотя в музыкальном отношении она не уступает его хитам, а с точки зрения жанра предвосхищает будущую веристскую музыкальную драму. В основу либретто легла пьеса Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа «Священник, или Евангелие и сердце» (1848).

Главный герой этой истории – священник, столкнувшийся с изменой жены. Мотив стал роковым для сценической судьбы «Стиффелио». Цензура потребовала изъять из сюжета наиболее острые повороты, а главных героев приказала превратить в сектантов. Наспех перекроенный («правки» возникли за три дня до премьеры) спектакль ожидал провал, и оперу забыли почти на столетие. Интерес к ней возродился в 1960-е, а в 1992 году был найден автограф оригинальной партитуры, после чего произведение Верди вернулось к публике в первозданном виде.

В России эта вещь не ставилась вплоть до самых недавних времён. Инициатором стал театр «Новая Опера». В 2020 году состоялось концертное исполнение «Стиффелио», а спустя два года была выпущена полномасштабная постановка. Музыкальным руководителем и дирижёром был Александр Самоилэ, режиссёром – Екатерина Одегова.

Религиозная тема в этой версии вышла на первый план. Стилистическим ориентиром послужили шедевры авторского кино середины века, посвящённые испытанию веры: «Дневник сельского священника» (1951) Робера Брессона, «Слово» (1955) Карла Теодора Дрейера и «Причастие» (1962) Ингмара Бергмана. Все эти ленты – чёрно-белые, визуальное решение оперы также выдержано в строгом монохроме и насыщено игрой теней (художник Этель Иошпа называет ещё один источник вдохновения, на сей раз чисто изобразительный – дагеротипы Викторианской эпохи). Основной месседж спектакля сформулирован так: «Легко быть с Богом, пока не ранен в сердце».

Режиссёр киноверсии – Валерий Спирин, работавший над многими фильмами проекта «Театра в кино». На экране запечатлён следующий состав исполнителей: Сергей Поляков, Елизавета Соина, Анджей Белецкий, Сергей Писарев, Алексей Антонов, Василий Гурылёв и Ольга Терентьева.

Премьера в московском «Октябре», по традиции, будет обставлена как шоу. В фойе будут выставлены костюмы из спектаклей по произведениям Верди, организована фотозона в стиле XIX века, а слух гостей будет развлекать выступление струнного квартета. После премьеры фильм-опера выйдет в стандартный ограниченный прокат.

Фото: сайт проекта «Театр в кино»

Источник: journal.theater