​​Андрей Могучий репетирует спектакль о «холопстве в раззолоченных мундирах»

​​Андрей Могучий репетирует спектакль о «холопстве в раззолоченных мундирах»

По традиции, путь к зрителю спектакль преодолеет в несколько этапов. Сначала состоится студенческий показ (10 февраля), затем – предпремьерный (11 февраля). Официальные премьерные показы назначены на 14 и 15 марта.

Первая работа Андрея Могучего, выпущенная не в статусе худрука, продолжает линию, которую режиссёр ведёт в последние годы. Как и «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» (2021), и «Материнское сердце» (2022), «Холопы» – это зрелищный спектакль большой формы, исполненный исторической рефлексии.

За основу взята пьеса Петра Гнедича, написанная в 1907 году. Интеллектуал, романист, автор трёхтомной «Истории искусств» и сам по себе «ходячая энциклопедия» (так его прозвали современники), Гнедич задумал написать историческую хронику, которая охватывала бы период от царствования Павла I до возвращения декабристов из ссылки. События давались в картинах из «семейной хроники Плавутиных-Плавунцовых». Пьеса «Декабрист» была запрещена царской цензурой, а вот «Холопы» об эпохе Павла были поставлены в Малом и Александринском театрах, где шли с успехом — в том числе, после революции. Впоследствии пьеса оказалась забытой. На некоторое время интерес к ней вернулся в конце 1980-х, когда Борис Львов-Анохин вновь поставил «Холопов» в Малом театре (1987, запись для телевидения – 1988). В числе достоинств того спектакля критики отмечали изысканность художественного решения и игру старейшей актрисы Малого, Елены Гоголевой (1900—1993).

О тщательном «мирискусничестве» в случае с премьерой в БДТ говорить, конечно, не приходится. «Холопы» встроены в авторскую вселенную Андрея Могучего, важную роль в которой играют метафоры-аттракционы. В частности, в доступных на сегодняшний день фотографиях спектакля мелькает Медведь, знакомый по «Трём толстякам».

«Пьеса Петра Гнедича, написанная в 1907 году, называется “Холопы”. Всё, что ни спросите у меня, ассоциируется с этим словом», – лаконично описал свою работу Могучий во время церемонии вручения премии «Фонтанка». Речь в пьесе идёт о внутреннем холопстве, поразившем все слои общества – от дворян до крепостных. Рассказана история на стыке исторической хроники, психологической мелодрамы и трагикомедии.

В бенефисной роли княжны Екатерины Плавутиной-Плавунцовой занята Марина Игнатова. Спектакль чрезвычайно многолюден: в нём участвует 52 актёра, в том числе – Валерий Дегтярь, Василий Реутов, Ируте Венгалите, Геннадий Блинов, Александра Магелатова и многие другие. Среди самых интригующих пунктов списка действующих лиц – Алексей Ингелевич, чей персонаж обозначен как «Мысль об императоре Павле I, живущая в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года».

Фото: сайт БДТ им. Г.А. Товстоногова

Источник: journal.theater