Римас Туминас. 1952-2024
Туминасу выпала судьба путешественника. Его жизнь сопровождалась переменой мест, начиная с детства, проведённого в литовской глубинке. Один из очень театральных образов, который непременно возникает в воспоминаниях мастера – кузов полуторки, в который помещался нехитрый скарб кочующей семьи (мотив жизни как дороги постоянно возникает в его работах, а образ дома на колёсах – в спектакле «Улыбнись нам, Господи»).
Перемещение определяло его жизнь: образование он получил в ГИТИСе (курс Иосифа Туманова, вып. 1978), однако работать вернулся в Литву; между первой («Мелодии для павлина» в Театре им. К.С. Станиславского) и второй («Играем… Шиллера!» в «Современнике») российскими постановками прошёл 21 год. Своё имя он сделал, работая на литовской сцене, в академическом драматическом театре Литвы (1979—1999), а в 1990 году основал собственный коллектив – VMT, Вильнюсский Малый театр. Среди его спектаклей того периода – «Кошка на раскалённой крыше» (1983), «Здесь живут люди» (1986), «Вишнёвый сад» (1990), «Галилей» (1991), «Маскарад» (1997), «Царь Эдип» (1998).
«Маскарад» был с успехом показан в России, после чего режиссёр начал получать приглашения ставить в Москве. Судьбоносное предложение сделал Михаил Ульянов (в те годы – худрук Театра им. Вахтангова). В 2002 году Туминас поставил свой первый спектакль на этой сцене, комедию «Ревизор», а спустя 5 лет принял пост художественного руководителя Вахтанговского театра.
На вопрос о своём творческом кредо Туминас отвечал цитатой из Пьера де Ронсара: «Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле, // Всесильная судьба распределяет роли, // И небеса следят за нашею игрой». По Туминасу, главные зрители, помимо тех, что в зале, – это ангелы, которые смотрят представление «то над колосниками, то на галёрке». Отсюда основные черты его авторской манеры: трагическое мироощущение даже в комических сюжетах; постоянное обращение к классике – прежде всего, русской; визуальный аскетизм и предельное внимание к актёру. Эти качества лишь на первый взгляд слабо соотносятся с вахтанговской эстетикой «театра-праздника». Свой подход Туминас называл «дорогой к Празднику»: на сам Праздник действующие лица едва ли могут попасть, вся их жизнь проходит в этом пути.
Вот список вахтанговских работ Туминаса: «Троил и Крессида» (2008), «Последние луны» (2008), «Дядя Ваня» (2009), «Маскарад» (2010), «Ветер шумит в тополях» (2011), «Евгений Онегин» (2013), «Улыбнись нам, Господи» (2014), «Минетти» (2015), «Царь Эдип» (2016, совместно с Национальным театром Греции), «Фальшивая нота» (2018), «Война и мир» (2021). Большая часть из них становились событием в театральной жизни Москвы и страны, многие остаются им и по сей день. Даже проекты к юбилеям театра, казалось бы, не требующие перенапряжения сил, Туминас решал без какой-либо скидки на «датскость»: 90-летие он отметил полноценным спектаклем «Пристань» (2011), в котором дал вахтанговцам сыграть несыгранные роли, а на 100-летие устроил «День тишины», когда здание театра «населили» голоса актёров разных эпох.
Время Туминаса в Вахтанговском театре сейчас называют не иначе как «эпохой Возрождения» коллектива. При нём театр стал завсегдатаем российских и международных фестивалей. Сам Туминас становился лауреатом профессиональных наград (премий «Золотая маска», «Гвоздь сезона», «Хрустальная Турандот», международной премии Станиславского и др.), а также был отмечен высокими государственными наградам: орденом Дружбы (2010), орденом Почёта (2017), орденом «За заслуги в культуре и искусстве» (2022).
Отдавая все силы вахтанговскому Театру-дому, он работал и за его пределами. В России его взгляд обратился к музыке: «Катерина Измайлова» (2015) и «Пиковая дама» (2018) в Большом, «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода» (обе – 2017) в МАМТ). Продолжал Туминас ставить и по всему миру, вплоть до Китая, где выпустил «Фауста» в 2019 году.
Пост худрука Театра им. Вахтангова он покинул в 2022 году – но лишь с тем, чтобы продолжить путешествие. Его последние работы – «Привидения» и «Забавный случай» в венецианском Stabile del Veneto и три постановки в тель-авивском «Гешере»: «Не смотри назад», «Анна Каренина» и «Сирано де Бержерак».
Фото: сайт Театра им. Евг. Вахтангова
Источник: journal.theater