«Медея в Берлине»: Юрий Квятковский исследует абсолютное зло

«Медея в Берлине»: Юрий Квятковский исследует абсолютное зло

Премьера спектакля «Магда» в новосибирском театре «Старый дом» намечена на 5 апреля.

В основе постановки – одноимённая пьеса британского писателя Майкла Ардитти. Заглавная Магда – это Магда Геббельс, супруга министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса. События пьесы охватывают период с 22 апреля по 1 мая 1945 года. Верхушка Рейха вместе со своими семьями переселилась в бункер. Перед лицом неминуемой расплаты за грехи они изо всех сил стараются вести светскую жизнь. Масштаб событий чувствует Магда; именно это осознание приводит её к последнему решению: отравить своих шестерых детей.

В России пьесу Ардитти впервые поставил Дмитрий Крестьянкин со своим коллективом «Плохой театр» в 2018 году. В 2022 году к ней обратились в в самарском театре «Город» (режиссёр – Алексей Романов). От предыдущих постановок версия Юрия Квятковского будет отличаться степенью дистанции от материала. Главные действующие лица – не сами фашистские бонзы, а актёры, которые пытаются этих персонажей сыграть. Таким образом, проблема эмпатии, возникавшая в прежних спектаклях на правах тревожного побочного эффекта, здесь становится одной из ведущих тем.

«Для актёров это ошеломительные предлагаемые обстоятельства, – говорит Юрий Квятковский. – Я не знаю, есть ли у Шекспира что-то подобное, но у древних греков такие предлагаемые обстоятельства точно существуют – это Медея, жертвующая самым дорогим ради идеи мести. И нам безусловно интересны эти параллели, открывающие разные стороны торжества идеи над человеческим сознанием».

Античные коннотации в «Магде» заложены – достаточно упомянуть, что среди альтернативных вариантов названия, перечисленных автором перед списком действующих лиц, значатся «Медея 1945», «Медея Третьего Рейха», «Медея в бункере» и «Медея в Берлине». В анонсе к спектаклю приводится и такое суждение: «В пьесе “Магда” автор выходит на тонкий лёд человеческих представлений о природе абсолютного зла. Текст обнажает нелицеприятную правду: зло – это не тёмный архетипичный дракон, а живые фигуры из плоти и крови, заигравшиеся в ницшеанских сверхлюдей».

Сценическую редакцию пьесы Ардитти сочинила драматург Екатерина Августеняк. В творческую команду вошли художник Нана Абдрашитова, видеохудожник Александр Плахин, художник по свету Алексей Крючков и композитор Сергей Азеев. В спектакле заняты Наталья Немцева, Анатолий Григорьев, Лариса Чернобаева, Виталий Саянок и Арсений Чудецкий.

Фото: сайт театра «Старый дом»

Источник: journal.theater