Елизавета Бондарь возвращает Кнута Гамсуна в МХТ им. А.П. Чехова

Елизавета Бондарь возвращает Кнута Гамсуна в МХТ им. А.П. Чехова

19 марта на Малой сцене театра состоится премьера спектакля «Голод».

К творчеству Гамсуна Художественный впервые обратился на десятом году существования – и в течение нескольких лет очень плотно работал с его драматургией. К.С. Станиславский ставил «Драму жизни» (1907), Вл.И. Немирович-Данченко – «У царских врат» (1909), К.А. Марджанов – «У жизни в лапах» (1911). Спектакли имели успех у публики. По свидетельству Туре Гамсуна, сам автор считал, что только русские понимают его драматургию, и свою последнюю пьесу (собственно, «У жизни в лапах») он написал специально для МХТ. Её финальные показы прошли в сезон 1932/1933 годов – и с тех пор Гамсуна здесь больше не играли.

Миссия вернуть норвежского автора на мхатовскую сцену досталась режиссёру Елизавете Бондарь. Её предшественники ставили пьесы Гамсуна; она же обратилась к прозе – роману «Голод» (1890). С этим текстом начинающий писатель ворвался в европейский литературный процесс. История о молодом, гордом и нищем писателе, проводящем дни в скитаниях по городу, рассказана от первого лица и содержит откровенно автобиографические мотивы (что заставляет исследователей считать роман предтечей модернизма).

Работа с потоком воспалённого сознания для режиссёра не в новинку. Достаточно сказать, что её предыдущая московская постановка – «Макбет» в Театре Наций – строилась именно на этом мотиве. Шекспира адаптировала Анна Лифиренко; она же написала инсценировку «Голода».

О главной теме грядущей премьеры режиссёр рассуждает так: «Для меня это история о трудностях коммуникации художника с реальностью, а в итоге – о его попытке отвлечься от себя и обратить внимание на мир, начать его фиксировать. Иначе зачем творить, зачем вообще искусство? Ведь ценность творца в умении увидеть, понять, зафиксировать, соединить и попытаться заново сформулировать простые смыслы <...> По жанру наш спектакль скорее притча, в нём есть перпендикуляр: страшная правда жизни заложена в совершенно небытовую форму. Думаю, театр и должен быть таким: ярким, образным, фантазийным». Кроме того, для Елизаветы Бондарь важен юмористический аспект прозы Гамсуна: отдельные пассажи она называет «гомерически смешными».

В спектакле заняты Сергей Волков, Евгений Перевалов, Николай Романов, Полина Романова, Мария Сокова и Павел Филиппов. В постановочную команду вошли художник Константин Соловьёв, художник по свету Игорь Фомин и композитор Роман Пархоменко.

Фото: соцсети МХТ им. А.П. Чехова

Источник: journal.theater